Братья и сестры,
Церковь – это войско Божие в борьбе с силами зла. А каждый христианин должен как воин Христа неустанно сражаться на Его стороне. А что значит сражаться? Это значит бороться с помыслами и страстями внутри собственного сердца, а также противостоять диаволу и на деле, то есть когда помысел уже сразил христианина, но он из последних сил бьется, стараясь избежать падения, греха.
Церковь сама себя называет «воинствующей». Мы уподобляем себя воинству, и в священном предании есть достаточно много эпитетов, говорящих о том, что мы воюем. Апостол Павел говорит: «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». Эта война ведется как на личностном фронте, так и организованно. Поэтому вполне можно сказать, что Церковь подобна армии в духовном смысле.
А все воины действуют по уставу. У Православной Церкви есть Богослужебный Устав - Типикон. Во время поста советуем Вам внимательно ознакомится с ним, чтобы жить "не отступая от него и ничего от себя к нему не прилагая". Мы подготовили для Вас "Руководство для мирян, присутствующих за богослужением.
Это канонические правила Православной Церкви относительно участия мирян в общественном богослужении, описывающие:
- вход в храм;
- войдя в храм;
- начало своей молитвы;
- иерархия Русской Православной Церкви, формы обращения к духовенству, церковнослужителям и мирянам;
- поведение в храме (можно ли во время службы ходить по храму, прикладываться к иконам, ставить свечи, разговаривать);
- общие указания о поклонениях;
- поклонения при всяком богослужении;
- возгласы священника и диакона;
- поклонения во время всенощного бдения;
- поклонения во время литургии;
- благословение священника;
- выход из храма.
Читайте: Руководство для мирян, присутствующих за богослужением
В 1958 году епископ Аверкий (Таушев), богослов и духовный писатель, автор широко известного руководства к изучению Священного Писания и других трудов, начал публиковать «Вопросы и ответы» с подзаголовком: «В изъяснение церковного благочестия и душепопечения». Задача этого труда: отвлечь людей от попытки разрешать возникающие вопросы, в области вышеотмеченной, собственным разумением и следованием суждениям текущей литературы, проникнутой духом пытливости — не уяснив предварительно того, какие ответы даёт на эти вопросы Святая Церковь. Именно это только и находит читатель в этом отделе: осведомление о том, как на тот или иной вопрос смотрит Святая Церковь. Ведь даже люди привычно посещающее богослужения и считающие себя в составе церковного народа, порой опытного знания церковного не имеют. Это начинание обязательно пойдет на пользу большого дела: оцерковления жизни.
Более двухсот жизненно важных вопросов, которые обязательно встают перед всеми православными христианами:
- имеется ли церковное правило, обязывающее стоять в церкви мужчин по правую сторону, а женщин — по левую?
- должны ли быть седалища в православных храмах?
- какое значение имеют священнические облачения разных цветов?
- могут ли мiряне стоять с зажжёнными свечами во время чтения Евангелия?
- можно ли следить за Богослужением по собственному молитвеннику?
- если православная вера истинная, могут ли другие спастись?
- когда женщине не разрешается посещение храма?
- когда тушится свет на всенощном бдении и Божественной литургии?
- где должны быть помещены иконы в жилых домах?
- нужно ли креститься с поклоном после каждого прошения на ектении?
- приемлема ли в церковной практике только одна исповедь без причастия
- почему Православная Церковь строго запрещает браки с инославными?
- какие грехи подразумеваются под грехом «против Святаго Духа»?
- когда и какой колокольный звон полагается к разным службам?
- можно ли встречать ДВА новых года?
Эти и другие вопросы - не были специально придуманы епископом, а взяты из его пастырской жизни. Наверняка и вы найдете для себя необходимые ответы.
Читайте: Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения
Братья и сестры,
кому пока еще трудно читать тексты, написанные церковнославянским шрифтом, мы стараемся размещать их транслитерацию (написание современным гражданским шрифтом), а также синодальный перевод. Церковнославянский язык является священным богослужебным языком потому, что создан был Кириллом и Мефодием для высшей цели – для богослужебного употребления, для церковного прославления Бога и общения с Ним, поэтому настоятельно рекомендуем по возможности читать Писание, молитвы, богослужебные тексты именно на церковнославянском языке.
Если будут попадаться слова, смысл которых Вы еще не знаете - советуем тут же обращаться к словарю:.
Читайте: словарь малопонятных слов, встречающихся при чтении Псалтири и молитв
Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю двадцать вторую по Пятидесятнице, которая состоится 9 ноября 2025 года.
В 2025 году в неделю 22-ю по Пятидесятнице в ходе Божественной Литургии читается рядовое зачало 38 из Евангелия от Луки (Лк. 8:26-39): исцеление гадаринского бесноватого
"Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него.
Если бы мы не не имели в памяти всех благ, полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего."
святитель Феофан Затворник
РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 4. Недели по Троице 18-32. Неделя 23-я по Троице;
- проповедь праведного Иоанна Кронштадтского;
- толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Григорий Палама, Николай Сербский, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Аверкий (Таушев), архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 38 Евангелия от Луки (8:26-39): исцеление гадаринского бесноватого.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)
- кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь;
- не только тело бесноватого было наго, но и душа не облечена ни в какое благо, ни в какой дар Духа Божия, но была совершенно голой и пустой от добра, которое есть Божий дар;
- бес одержим двумя страстями злобы: дерзостью и страхом. Ибо слова: «что Тебе до меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» - боязливому;
- бесноватый в цепях изображает грешника, уловленного в сети диавола, из которых он не иначе может освободиться, как при помощи Божьей благодати;
- из-за грехов человеческих, по Божиему попущению, бесы входят в людей. И им легче в людях, чем в бездне. Ибо, когда они в людях, то мучают людей, а когда в бездне, то мучают сами себя. Находясь в людях, они тоже испытывают великие муки, но эти мучения ослаблены тем, что их разделяет еще кто-то;
- души одержимых украдены и порабощены бесами, их держат в своих руках бесы. Значит, нужно отнять душу человеческую у беса, нужно беса изгнать из человека и вернуть человеку его душу. Поэтому чудо исцеления бесноватых по меньшей мере равно чуду воскрешения умерших, если не больше его;
- сущность беснования в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются его телом и силами его души, причиняя ему невероятные мучения его же собственными действиями;
- легион, который был усмирен, есть образ мира, который обращался к кротости и добродетели, и ярость которого укрощалась и сдерживалась Тем, Кто все животворит;
- не незная Иисус Христос спрашивал, ибо, яко Бог истинный, и имя знал, и число бесов вселившихся в бесноватаго, но для того вопросил, чтобы предстоящие познали, что многие бесы одержали Его, — ибо легион означает шесть тысящ воинов; также для того, чтобы показать, что хотя много было бесов, однако все трепетали пред Божественною Его властию;
- из всех творений во вселенной бесам ничто так не ненавистно, как человек, и никому и ничему они так не завидуют, как человеку. И через свиней они будут стараться навредить человеку; если не чем иным, то хотя бы тем, что потопят свиней и вызовут у людей гнев на Бога;
- тем, что свиньи тут же бросились в море и погибли, хочет Господь нам показать: алчность и объедение – плохие помощники в борьбе с бесовскими силами, и напомнить о посте. Кто из животных алчнее и прожорливее свиней? Смотрите же, как бесы быстро овладели ими и погубили! Так происходит и с алчными и прожорливыми людьми, думающими, что посредством объедения они накапливают в себе силы. Между тем они накапливают не силы, а слабость – и физическую, и духовную;
- если бы Бог попустил, бесы за несколько мгновений сделали бы со всеми людьми на земле то же, что и со свиньями;
- не спешите осуждать этих свинолюбивых гергесинцев – прежде взгляните на сегодняшнее общество и пересчитайте всех своих свинолюбивых сограждан, которым, как и гергесинцам, их свиньи дороже жизни собратьев. Или вы думаете, что мало сегодня людей, даже и из творящих крестное знамение и исповедающих Христа устами и языком, которые не долго думая решились бы убить двух человек, чтобы приобрести две тысячи свиней? Или вы думаете, что и среди вас много таких, которые пожертвовали бы двумя тысячами свиней, чтобы спасти жизнь двум безумным людям? О, пусть все подобные покроются глубоким стыдом, и пусть не осуждают гергесинцев, прежде чем осудят себя;
- если бы гергесинцы встали сегодня из гробов и начали считать, то насчитали бы в христианской Европе огромное число своих единомышленников. Они, по крайней мере, просили Христа отойти от них, а европейцы гонят Христа от себя – лишь бы остаться одним, наедине со своими свиньями и со своими властителями – бесами!
- когда сделаем кому-нибудь добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего;
- как нужно благодарить Бога? а) душой и сердцем, устремляя к Нему все мысли и желания; б) словом, прославляя Его имя; в) делом, всегда поступая по Его заповедям; г) всей жизнью, представляя ее в "жертву живую, святую, благоугодную Богу";
- есть у людей мания, или беснование, которое боится или отвращается Церкви, богослужения, псалмопения и чтения слова Божия, вообще святыни: ни за что их не убедишь прийти в церковь; поведешь - вырвутся и убегут или уклонятся под разными благовидными предлогами - такое бывает отчуждение от Бога и храма Его святого!
- чем врачеваться греховного беснования, чем спасаться от этого многоглавого чудовища, чтобы не сделаться жертвой коварства лукавых, злых, нечистых и скверных демонов? Только смиренной верой в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую, искренним, глубоким покаянием, молитвой и постом. "Сей род не исходит, токмо молитвой и постом" - говорит Господь (Мф. 17:21). Для того, между прочим, и установлены святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его;
- если бы мы имели в памяти всех блага, полученные и получаемые от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнью и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:
- почему Спаситель приказывал многим бесам как одному?
- почему Матфей упомянул о двух бесноватых, Лука же о едином?
- почему бесноватые жили во гробах?
- не противоречат ли друг другу Евангелисты, когда Матфей говорит, что стадо свиней погружено было в море, а Лука же - в озере?
- почему Господь наш Иисус Христос послал злых духов именно в свиней?
- разве не жалко было Господу, что, во-первых, погибло столько свиней, а во-вторых, был нанесен такой ущерб жителям?
- почему, вопреки обычному запрещению Господа разглашать о совершаемых Им чудесах, на этот раз Господь наоборот велит исцеленному бесноватому возвратиться в свой дом и "рассказать, что сотворил ему
Бог"?
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
- Практический очерк содержания рядового чтения:
- власть тьмы весьма велика;
- власть Иисуса Христа могущественнее власти тьмы;
- Иисус Христос — совершенный Победитель царства тьмы;
- О диаволе и его власти:
- диавол, вопреки учению неверующих, есть лицо действительно существующее и самое ужасное, враждебное и опасное для человека;
- власть диавола над людьми разрушена Господом нашим Иисусом Христом;
- хотя власть диавола и разрушена, однако не связана еще окончательно до последнего судного дня;
- Грешник уловленный в сети диавола и освобождающийся от них:
- как он уловляется в сети диавола?
- как он освобождается из этих сетей?
- Обязанность благодарить Бога, благодеющего нам:
- неблагодарность есть порок отвратительный и по отношению к людям;
- тем более неблагодарность к Богу достойна сугубейшего отвращения;
- как нужно благодарить Бога?
Апостольское чтение:
- Практический очерк содержания рядового чтения;
- Сравнение света солнца со светом Евангелия;
- Люди благочестивые имеют в самих себе достаточно оснований и доказательств продолжения существования личной человеческой души;
- Чем христиане могут утешаться в скорбях?
- Несомненная надежда христиан на блаженную вечность;
- Слава истинных христиан;
- К чему должна побуждать нас истина, что мы носим сокровища благодати в глиняных сосудах?
Образцы церковной проповеди:
- Наибольшая заповедь. (Ответ законнику на вопрос о заповедях);
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 15-ю Неделю по Троице.
выдержки из проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла 15 сентября 2011 года, в день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских, после Божественной литургии на Театральной площади г. Луганска, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
Под беснованием следует подразумевать не только буйное поведение. Бесноватый может быть человеком респектабельным, образованным, воспитанным. Но если его ум захвачен силой бесовской, то все, что он делает и говорит, каким бы привлекательным оно ни было, несет погибель. И мы знаем, что иногда десятки миллионов людей оказывались в плену таких мыслей, которые, в конце концов, приводили их к гибели. Ради достижения целей, которые те или иные философы или политические лидеры ставили перед людьми, перемолачивались человеческие судьбы, и кровь лилась рекой, но никому в разгар борьбы за навязанные идеи и в голову не приходило спросить: а не бесноватые ли их навязали?
Не превращаемся ли мы в свиное стадо, которое бросается с крутизны в море? Иногда только по прошествии многих лет, выйдя из некоторого оцепенения, народ начинает понимать, что то было беснование — так было много раз в человеческой истории, в том числе и в нашем общем Отечестве, и в иных европейских странах. Бес может войти в человека или в людей, никто от этого не застрахован, и тогда у них появляется сила учить тому, что, в конце концов, превращает массы в свиное стадо, бросающееся с крутизны в море.
Как же уберечься, как же увидеть, что под видом ангела света скрывается дьявол (2Кор. 11:4)? Какой для этого нужно иметь ум, какую интуицию, какую проницательность — да и хватит ли человеческого ума, интуиции, проницательности, чтобы обладать верным критерием, способным давать человеку возможность отличать добро от зла? Может ли быть человеческим это внутреннее мерило истины и правды?
Благовестие Церкви, вера наша помогают нам разбираться в том, что происходит в мире, нас окружающем, в обществе, помогают отделять добро от зла, помогают внутренней интуицией понимать, где правда. Не обманешь православный народ, который причащается Святых Христовых Таин, который хранит веру православную. Многое человек может не знать, но внутренний голос будет подсказывать ему, как вести себя. Внутренняя сила будет ограждать человека от греховных и неправильных поступков. Вот почему Господь и говорит, что врата ада не одолеют Церковь (Мф. 16:18), потому что силой Божией изгоняется сила бесовская, силой Божией восполняется немощная сила человеческая.
особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.
Текст последования подготовлен усилиями сайта последование.рф по схеме, данной в ежегоднике "Богослужебные указания", электронная версия которого представлена на сайтах "Православный церковный календарь", а также на сайте Патриархии.
Обучение на наших богословских курсах бесплатное.
Для подготовки священнослужителей существуют специальные учебные заведения. На курсы приглашаются все желающие расширить свои знания о православной Вере. Наша задача - борьба с духовным невежеством и помощь в более глубоком изучении основных богословских предметов.
Для поступления на курсы никакие документы не нужны. Необходимо только Ваше желание познать основы православия.
Нет, документов мы не выдаем. Наша задача: помочь Вам в изучении Ветхого и Нового Завета, общецерковной истории и истории Русской Православной Церкви, творений Святых Отцов церкви (патрология), особенностях сект, ересей, раскола (сектоведение).
Если Вы желаете побороть духовное невежество и прийти к истинной Вере - советуем Вам посещать наши курсы.
На наших курсах обучались многие люди, которые ранее были протестантами, посещали различные религиозные "кружки". Если Вы запутались в религиозном самоосознании и хотите познать православие - приходите. Наши преподаватели - священники Собора, которые имеют высшее богословское образование и большой опыт преподавания религиозных дисциплин.
Материалы, размещенные на сайте, предназначены для использования в учебных целях